Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Японский Бонэнкай и западный ЗОЖ
eurasia_100 пишет в ru_japan
В Японии покусились на святое - ежегодные бонэнкаи. "Бо:нэнкай" - дословно, "забыть старый год" - традиция многовековая, но особенно она процвела в бизнес-сфере. Традиционные словари уточняют, что забыть предлагается все трудности и хлопоты старого года. Декабрь, соответственно, давно назначен месяцем бонэнкаев. Коллеги пьют друг с другом. Потом коллеги пьют с заказчиками, которые их облагодетельствовали (это много разных компаний). Потом с ними самим пьют их облагодетельствованные подрядчики (тоже немало). Потом пьют с теми, с кем не удалось поработать в минувшем году, но очень хочется в следующем. Меньшего размера пьянки с друзьями и семьей, если силы и время остаются. 3-4 бонэнкая в неделю - это норма, но бывает и два в один день у особо занятых и успешных. Бонэнкай - это неотъемлемая часть японской корпоративной культуры, важная часть. Но поскольку современная японская корпоративная культура там и сям подмывается глобализационными процессами, то и бонэнкаи не избегают этой участи. Который уже год (второй или третий) вижу я суровые предновогодние кампании, направленные на борьбу с бонэнкаями (явно влияние западных тенденций ЗОЖ). Т.е., как бы не с ними самими, а с предновогодним пьянством. Кстати, борьбы с постновогодним пока не вижу :) А ведь есть ещё многочисленные "синнэнкаи" - т.е., вечеринки уже в январе нового года.

"Решительно отказываюсь!" гласит плакат. Давайте посмотрим, от чего. На самом деле, ребята требуют остановить не сами бонэнкаи, но пьянство по случаю окончания года. Там помельче справа - "я не намерен портить свой желудок и печень только потому, дескать, что я пришел на бонэнкай". Вроде как отмечать окончание года можно, но пить не надо. Или хоть не надо перепивать. А вот насколько это реально? Во-первых, и так все время держащему себя в рамках японцу-сарариману предлагают быть в рамках еще и в пору бонэнкаев. Во-вторых, исторически принято, чтобы в напившихся начальниках проступало человеческое (икота, слезы, караокэ) и помогало тем самым углублять коммуникацию с линейными сотрудниками. В-третьих, как без экономики? Бонэнкай - это, как правило, так называемый "номиходай" - то есть, курс со включенными без ограничения напитками. Выходит, ты не пьешь, или сильно ограничиваешь себя, а платить потом со всеми поровну! Эти, и не только эти причины делают пока для японца призыв к скромности во имя здоровья крайне досадными, и не более. Ну и в целом, воспроизводство своей социальной роли через неформальную коммуникацию - настолько важный ритуал, что борьба с ним во имя идеалов ЗОЖ представляется затяжной.
Забавно и то, что для создания этого плаката объединили усилия и бюджеты пивные производители. Вы понимаете, что рядом с немногочисленными и бледно-морализаторскими постерами против боннэнкаев висят дико соблазнительные, вкусно поданные рекламы пива и другого алкоголя, в т.ч. разработанного специально для бонэнкаев текущего года. Показывать их, вероятно, в российских сетях нельзя, воздержусь.
Ну и вернусь к синнэнкаям, которых бывает не меньше, а иногда и больше (как у меня в этом году), чем бонэнкаев. Что это - элемент лукавства, или же иезуитского маркетинга? Того и другого, наверное. У беконфликтных японцев всегда так: и нашим, и вашим. Вот, с одной стороны, бизнес-цивилизованность в виде ЗОЖных наставлений, а с другой - вот вам целый месяц выпивки без осуждений и лицемерия.
Однако, плакатики-то появились куда позже самой тендеции: совместная выпивка становится уделом японцев старшего поколения. Младшее (так скажем, до сорока лет) уже старается закосить от корпоративных ритуалов. Практически сошла на нет еженедельная пятничная выпивка коллег. И это тоже влияние пресловутого "американского образа жизни", рост индивидуализма и закат системы пожизненного найма... Развею эти грустные мысли на грядущем в понедельник последнем намеченном синнэнкае.
</div>

  • 1

Это ж сколь нужно наливать семпаям и сколько потратить, ясно почему хотят отменить


Я здесь вижу вообще иной посыл ) Про то, что нельзя пить несовершеннолетним. Про боненкаи так, мелким шрифтом.

Плакат вообще-то призывает не наливать несовершеннолетним. Насколько я вижу, слово "бонэнкай" на нем присутствует исключительно для сезонного акцента, как олени и санта клаус.

(Анонимно)
По-моему, тема статьи высосана из пальца. В Японии никто не покушался на боненкаи, борьбы с боненкаями не существует, плакат не имеет к боненкаям никакого отношения, пьянство не воспринимается как порок, поэтому никто с ним особенно не борется. Более того, упомянутая глобализация и непонятно зачем упомянутый "американский образ жизни" должны скорее увеличивать толерантность к алкоголю, однако это совсем не так - общая тенденция такова, что в Японии пьют намного меньше чем когда-либо.
Дело, думаю, в общем изменении корпоративного климата. Все больше людей которые на работе скорее работают чем живут, все меньше необходимости в скреплении корпоративного духа алкоголем для общего "ганбару", так как постепенно приходят более разумные практики управления. Все больше возможностей провести время без смазывания уныния спиртом и молодежь (не только в Японии) все меньше интересуется алкоголем в принципе.

Чукчя

(Анонимно)
"пьянство не воспринимается как порок"
яплакаль

Давайте по порядку тогда. Несовершеннолетние на плакате, это так. Но надо еще сказать, что официальное совершеннолетие (с празднованием) это в Японии 20 лет, хотя работать начать можно на несколько лет раньше. Думаю, что грозить пальцем молодежи до 20 лет - просто более удобный метод критиковать бонэнкаи. Ибо японцы мало что говорят напрямую. А тихая борьба с бонэнкаями или их саботаж в японской корпоративной среде очевидны)
Поскольку способ построения ассоциаций у каждого свой, не стоит делать выводы про высасывание из пальца. Впрочем, наступательный дух - это всегда по-русски)
Про изменение корпоративного климата я и написала в хвосте. Что же касается того, что "приходят разумные практики управления" - это откуда они "приходят"? С неба валятся или из земли выскакивают? Так неочевидна связь с Америкой? и для кого они "разумные"? Довольно типичное цивилизационное высокомерие.
Молодежь в принципе "все меньше интересуется" чем бы то ни было в Японии - не только выпивкой, но и работой, и сексом, и еще рядом ранее считавшихся социально и лично важными составляющими жизни.

(Анонимно)
Когда кто-то что-то утверждает, то надо всегда задавать вопрос "почему?". Так вот - почему японцы борятся с боненкаями? От боненкаев сплошное хорошо - и экономика вертится и народ довольный, пьяненький. Здоровый образ жизни? Да ладно, это совковый стереотип по той причине, что именно там повальное пьянство было большой проблемой. В японии же само понятие "здоровый образ жизни", как говорится, not a thing, а "здоровые" вещи вроде спорта и хорошего питания вполне себе совместимы с умеренной выпивкой.

Что же касается американского влияния, то оно было на своем максимуме в годы непосредственно следующие оккупации. Сейчас можно заметить усиление культурного влияния Китая и Ю.В. Азии, но никак не штатов.

Говоря о молодежи - как у вас, русских, говорят "свято место пусто не бывает". Пропадает интерес к автомобилям, появляется к велосипедам. Пропадает интерес к выпивке, появляется к кофе. Молодежь не становится более апатичной или отстрененной. Просто меняются вкусы.
Ну и, наконец, о практике управления. Японские практики управления в традиционных фирмах очевидно под влиянием западной теории управления пахнут классическим Тэйлоризмом под японскиом соусом. Ничего кроме высокомерного отношения это вызвать, естественно, не может.

Чукчя

> Сейчас можно заметить усиление культурного влияния Китая и Ю.В. Азии, но никак не штатов.
Любопытно! В чем это проявляется? Напишите об этом чуть подробнее, пожалуйста. А то повсеместное употребление идиотских английских заимствований типа フィッシング и ウオーキング, проникновение концепций типа レイシスト и ヘイトスピーチ, рэпа, деятельность SEALDs и пр. казалось бы указывает на влияние Штатов.

Edited at 2017-01-25 15:51 (UTC)

(Анонимно)
Рэп и английские заимствования это совсем не новое явление. Начала, вероятно, находятся во время американской оккупации.
Влияние Азии в основном выражается в стиле одежды и еды. Все менее и менее консервативна кухня японцев, судя по ассортименту в магазинах, а одежда стала проще, но в то же время цветастее, и, в общем-то, сейчас мало чем отличается от той же в Тайпее, например.

Чукчя

(Анонимно)
Про Китай - это вряд ли, а Ю.Корея - влияет через сериалы с гламурными мордашками так, что домохозяйки одно время массово учили корейский.

А современные западные практики управления, очевидно, под обратным влиянием Японии в 70-е годы прошлого века, не пахнут ли классическим Исидой Байганом? тогда уж и на эту тему надо порассуждать)) Тоже, наверное, получится свысока? ;)

(Анонимно)
Совершенно не пахнут. Идеи Исиды красиво откликаются с идеями гуманизма, начало которомы было положено еще раньше - во времена раннего Ренессанса и, похоже, были просто в духе времени или даже после всех других.

Чукчя

Зря вы упрямитесь. В плакате про бонэнкай написано в одном месте мелкими буквами, а про борьбу с пьянством несовершеннолетних - назойливо в трех местах, в том числе в заголовке.
С бонэнкаями и пьянством взрослых особенно не борются - достаточно подсчитать количество рекламы, посвященной так или иначе средствам борьбы с последствиями - лекарства для желудка и печени, средства от всяческих запахов и проч. При этом никто и нигде не предлагаем бороться с причиной - совместными выпивками.

Упрямитесь)) это слова многодетной матери, полагаю.

Т.е. по существу ответить нечего, поэтому осуществляется переход на личность оппонента? Принято.

А перед Новым годом были подобные плакаты в Токио, только там были школьницы, и так же ладони с надписями Stop! Если я ничего не путаю. Видели такие? А они о чём предупреждали?

Не обращала внимания, честно говоря, но если вы об этом



то да, часть той же кампании по предотвращению употребления спиртного несовершеннолетними.

Да, именно этот и имел в виду. Спасибо!

в фейсбуке русские салариманши пишут, что им даже приходится оставлять дома малолетних детей, чтобы не пропустить еженедельную пьянку, а если не придешь - в офисе смотрят искоса. Очень не хочется верить в такую ахинею ))

(Анонимно)
Оне могут прийти на полчаса, а потом улизнуть. Нечего угнетёнными притворяться.

смущает, что спонсоры плаката - главные пивоварни страны

Они всю кампанию спонсируют, так же как табачные компании спонсируют рекламу озеленения, чистоты на улицах и разделения мест для курящих и некурящих. Жить захочешь - еще и не так раскорячишься :)

(Анонимно)
Однако, забавно получается, если читать пост на полном серьезе - пивоварни против боненкаев! Пчелы против меда!
Забавно еще то, что за каким-то макаром и тут "руку запада" приплели.

Чукчя

(Анонимно)
Все логично. Алкоголики меньше живут и меньше получают, поэтому прибыль от них меньше.

msvcp140.dll х64

(Анонимно)
:-) OK !

  • 1
?

Log in